[2018-05-24 13:07:14] Олег Ищю крупного производителя погонажных изделий ...
[2018-01-22 02:56:27] Татьяна Светофор остановка автобаза АТП и ...
[2017-04-07 20:57:10] Cokrat С 2000 и до 2006 г ...
[2016-11-03 12:43:12] Наталья Подскажите пожалуйста,где можно найти адрес архива ...
[2016-09-14 09:03:21] Cokrat Посёлок Верхнемарково забытый посёлок всеми ...
[2016-06-11 16:45:44] Герман Для тех, кто заинтересован в недвижимости ...
[2016-04-06 23:05:31] Продавец Продаётся действующий Интернет-сервис без аналогов в ...
[2015-07-06 14:59:47] Таис Возле больницы ЦРБ на Реброва-Денисова бросили ...
[2015-06-08 22:12:45] АНДРЕЙ РОЗЫСКИВАЮТСЯ СЕРГЕЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА МЕСТО РОЖДЕНИЯ ...
До наших дней дошло совсем немного действительно языческих праздников, да ещё таких, какие бы не были адаптированы христианской верой. Масленица, Купалье, да Коляды – вот, пожалуй, и всё. Но если Купалье приурочено к рождению Иоанна Крестителя, Предтечи, церковному празднику, а Коляды – к Рождеству Христову, то вот Масленицу христианские миссионеры не сумели «христианизировать».
Что же такое масленица, откуда она взялась, какими традициями дополнилась в более поздние времена?
У наших далёких предков-язычников, ещё до крещения Руси, Масленица длилась почти месяц и знаменовала собой проводы Зимы, встречу Весны и объединяла разбежавшиеся ныне празднования «проводов Зимы» и «призывания весны». Фактически это был месяц, когда люди, говоря современным языком, боролись с сезонными депрессиями и доедали остатки прошлогодней роскоши. Не зря христиане так легко включили в народную традицию Великий Пост перед Пасхой: реально регионы «рискованного земледелия», опять же, говоря современным языком, в период самого начала весны обычно приканчивали все запасы и тянули до первой травы буквально из последних сил. Никаких разносолов в этом время, как правило, уже не оставалось. Да и первая трава – например, та же крапива – это всего лишь пустые щи, но на них уже с голоду не умрёшь…
И каждый год, согласно древнерусским летописям, именно начало весны, пока земля не прогрелась, было самым тяжёлым периодом. Больше всего болезней и смертей, особенно детских, припадали именно на февраль-март. Все это знали, все понимали, что многие слабые члены общины до весны могут не дожить. Потому и Масленица была не просто проводами Зимы, но ещё и своего рода общинным праздником еды. Люди как будто показывали Зиме, что они, конечно, продержатся ещё долго – вон какие колоссальные запасы накопили. Но при этом исподволь звали Весну, разжигая костры, выпекая блины.
Ведь и костёр, и блин, и масло – это символы бога солнца, Ярилы, которому поклонялись наши предки. А печёные жаворонки, которых делали деревенские девушки с появлением первых проталин – естественное жертвоприношение и оно же приглашение Яриле приходить скорее, прогревать землю и давать людям пищу.
Поскольку редко действительно глобальное веселье проходит «за закрытыми дверями», люди не прятались в свои дома, хотя Масленицу начинали справлять в феврале, который называли «лютым» месяцем, и погода редко напоминала летнюю. Главные развлечения – это катание со снеговых и ледяных гор, построение снежного городка и его взятие, кулачные бои – и блины, блины, блины…
Подготавливать снежные и ледяные горы начинали заранее, ещё с осени. На горах, на которых в Масленицу потом катались, выкладывалась солома как символ урожая и просьба о будущем урожае. А накануне собственно гуляний горы поливали – пусть иногда и чисто символически – растопленным маслом. С одной стороны, это также было жертвоприношением, с другой – демонстрацией больших запасов и, соответственно, жизнеспособности общины.
Что касается кулачных боёв, то они проводились и в рамках одной деревни, и «деревня на деревню», но всегда – только до первой крови. Победители в кулачных боях – а принимали участие в подобном развлечении молодые парни – имели больший авторитет перед другими членами общины, и – значительно более высокие шансы, что родители избранной девушки не будут противиться браку. Ну и, разумеется, что девушка будет не против, ведь «гарбуза» (тыкву, кабачок) могла дать и девушка – в знак отказа.
Именно Масленица привнесла в народную культуру удивительное разнообразие рецептов, из которых неизменными оставались только блины. Блины с икрой, блины с мёдом, блины с вареньем, блины с грибами, с рыбой и многими, многими другими начинками.
Мало кто сегодня вспоминает, что привычные «конвертики» или «кулёчки» из блинов, в которых скрывается начинка, представляли собой у наших предков своего рода лотерею. Нередко на общий стол готовили хозяйки из разных домов. И блины могли либо отличаться – и рецептами, которые хозяйки хранили бережно, передавая из поколения в поколение, и формой закрутки – либо не отличались внешне, а только начинкой.
А поскольку блин, как мы уже говорили – это своего рода символ бога солнца Ярилы, то и выходит, что начинка – это своего рода жертва божеству. Чтобы солнца было много и зерно и плоды успели вызреть, но чтобы горячие лучи не привели к пожару и засуха не уничтожила урожай.
А поскольку изначально первым пробовал блины глава общины (вероятно, это своего рода отзвук магическому действию на капищах, языческих местах поклонения богам), блины, приготовленные для всех, на самом деле адресовались Яриле.
А ну-ка – блинчик для солнышка, а?